, Воронеж
  • 8771

В Воронеже показали спектакль Анатолия Васильева «Старик и море»

Моноспектакль в исполнении Аллы Демидовой прошел на Платоновском фестивале.
В Воронеже показали спектакль Анатолия Васильева «Старик и море» В Воронеже показали спектакль Анатолия Васильева «Старик и море»
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Парфенов

Показ спектакля знаменитого российского театрального режиссера Анатолия Васильева «Старик и море» прошел в Воронеже на Платоновском фестивале 15 и 16 июня. Народная артистка России Алла Демидова сыграла моноспектакль на сцене Воронежского концертного зала.

В основу спектакля легла одноименная повесть Эрнеста Хемингуэя. Историю о старике, поймавшем в море огромную рыбу, режиссер Анатолий Васильев решил исполнить в виде читки на фоне визуального перформанса. На протяжении двух часов Алла Демидова читала авторский текст с листа, а за ее спиной вздымалось шелковое море, поднимались из воды гигантские тюлевые рыбы, блестками рассыпались водные брызги, а на большом экране светилась разбитая лодка.

– Я знаю океан не только как турист, который плавает в воде, но и как человек, который там работает. Я ходил в океане, работал на научно-исследовательском судне. Я прожил это в своей молодости и знаю это хорошо. Сам замысел произведения «Старик и море» был очень ранним. Он представлял из себя некое перформативное действие актера-мужчины в лодке. У меня это все давно было сделано в эскизе – и человек, и лодка, и мачта, и море, на котором стояла эта лодка. Огромная площадь океана из шелка, подстеленная под лодку, и была самим образом. Еще когда-то очень давно у меня была мысль найти ключ к спектаклю Треплева из «Чайки» Чехова. Он играет на фоне пейзажа, и мне было интересно, что такое этот пейзаж? Мне представилось, что это должен быть нарисованный горизонт, который медленно поднимается, а за ним – такой же нарисованный пейзаж. Мне казалось, что это хороший образ. Две этих идеи и составили финальный образ «Старика и море». Но потом, когда я начал работать над этим спектаклем, я уже ясно себе представлял, что должны быть небеса, что их должно быть много, что они должны подниматься друг за другом. Конечно, каждая сцена требовала своего решения. Я решил, что не нужно соединять само произведение с тем перформансом, то есть с кинетикой и сценографией, который идут за текстом. Это была еще одна идея – разделенность речи и перформанса, – рассказал Анатолий Васильев.

За два часа спектакля Алла Демидова ни разу не покидала сцену. Актриса читала текст Хемингуэя, отыгрывая одним голосом.

– Все приходит с опытом. Если бы я не играла древнегреческие трагедии, которые требуют голосового диапазона – «Медею», «Федру» и так далее, – было бы труднее, почти невозможно. Потому что текста очень много, зрители заснули бы на пятой минуте. Если бы я читала наизусть, у зрителей бы сложилось впечатление, что вот она играет, это образ этого мужчины, рыбака. А так как это чтение, это дает мне отстранение, с одной стороны. Но иногда я чувствую себя этим Сантьяго, где-то во второй половине текста. Но я не чувствую, что это мужчина или женщина, тут нет пола абсолютно. Чисто технически это просто работа с голосом. Если бы не было этого голосового распада, была бы текстовая каша, в которой все бы запутались. Поэтому нам пришло в голову, что это такое аргентинское танго. Когда текст идет сначала медленно, потом быстро, то женщина ведет, то мужчина. Может быть, это немножко искусственный прием, но чисто технически только и так можно делать. Иначе это будет дикторским чтением, – объяснила Алла Демидова.

Музыку к спектаклю написал знаменитый российский композитор Владимир Мартынов. В начале спектакля чтение Аллы Демидовой проходит почти в полной тишине. Но в напряженной сцене борьбы старика с акулами начинает по нарастающей звучать композиция Мартынова. При этом текст уже не зачитывается с листа, а звучит в записи, дополняя музыку. По словам Аллы Демидовой, сам жанр чтения – более музыкальный, чем привычный сюжетный, поэтому совместить текст и музыку было логичным решением.

– Мы с Владимиром начали работать вместе в 1995 году. Мы сделали с ним несколько вещей: «Плач пророка Иеремеи», «Реквием» – это произведение было полностью исполнено в спектакле «Моцарт и Сальери», потом Владимир написал хоры специально для моего спектакля «Илиада». Потом мы долго не встречались. Но нас связывает судьба. У меня не было никаких колебаний и сомнений, чтобы предложить Владимиру это сделать. Как это у нас обычно бывает, нам понадобилось две встречи, чтобы обменяться материалом, затем обсудить структуру композиции, дальше мы расстались. Владимир сделал это произведение, записал его с ансамблем Татьяны Гринденко и отдал мне. Я первый раз услышал это произведение, когда мы прикидывали декор. Я включил колонки и в первый раз услышал произведение в большом зале. Что с ним делать, я не знал. Но я знал, что это не проблема. Оно есть, оно точное, оно мне нравится, но это непростое для театра произведение. А когда Алла Сергеевна записала весь текст с акулами, я уже точно знал композицию и то, где это будет стоять. С Владимиром Мартыновым мы после этого встретились только на прогоне спектакля, и он сказал, что все отлично, – рассказал Анатолий Васильев.

Спектакль «Старик и море» был создан специально к Международному театральному фестивалю имени Чехова, его премьера состоялась в июле 2017 года. Спектакль стал первой постановкой Анатолия Васильева в России после долгого перерыва. Когда в 2007 году власти Москвы отобрали у Васильева его театр, режиссер уехал из страны и долгое время работал за границей. «Старика и море» Васильев согласился поставить для Чеховского фестиваля, постановку он посвятил 100-летию легендарного худрука Театра на Таганке Юрия Любимова. Именно под руководством Любимова Васильев, как и Алла Демидова, начинал работать в театре.

– По многим обстоятельствам чудо, что этот спектакль случился. Все мы читали этот текст Хемингуэя и знаем, что он о старике, который две недели ловил огромную и невероятную по красоте рыбу. Но спектакль на самом деле – о любом большом художнике, который не отпускает леску, хотя он уже весь изранен, хотя акулы всякий раз сжирают все, что ему дорого. Я надеюсь, что зрители, досмотревшие спектакль, поймут его идею: жизнь абсолютно бессмысленна, но жить ее надо так, как будто в ней есть смысл, – рассказала театровед Алла Шендерова на лекции перед показом.

В 2018 году Анатолий Васильев и Алла Демидова стали лауреатами Платоновской премии, которая ежегодно вручается на Платоновском фестивале. Артисты получили награду «за бесстрашие и достоинство в искусстве».

Контекст

Восьмой международный Платоновский фестиваль искусств стартовал в Воронеже в среду, 6 июня. Спектаклем-открытием форума стала документальная постановка «100% Воронеж». В День России, 12 июня, в центре Воронежа прошел традиционный театральный парад Платоновфеста, который в этом году посвятили Александру Пушкину.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: